424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 39
+7 960 094 34 05
sarze@mail.ru

Телефонное мошенничество

Адвокат Иванов Владимир Кузьмич

Телефонное мошенничество

На прошлой неделе в новостях прочитал, как женщина из Йошкар-Олы перевела больше полутора миллионов рублей на указанный ей якобы представителем службы безопасности банка счёт. Это оказались мошенники. Чем окончилась эта история, в новостях не сказано. Вполне возможно, что деньги женщина потеряла. Скажете, с вами такого не произойдет. Но женщина, был указан возраст, молодая, в здравом уме и даже повесила трубку, посчитав позвонивших ей мошенниками. Что же случилось потом, почему она, вновь взяв трубку, поверила преступникам? В этом случае обман со стороны мошенников оказался столь искусным, что женщина им поверила и поверила так, что, дабы обезопасить себя, забыла о простой возможности позвонить, а лучше сходить в сам банк и пообщаться с работниками банка непосредственно. Здесь я могу ограничиться простым советом: не следует принимать решение сразу, идя на поводу у позвонившего, необходимо проверить полученную от него информацию. Такой же совет последует и в случае, если по телефону поступила просьба о срочной денежной помощи для известного гражданину лица (знакомого, родственника и т.п.). Если получен звонок с такой просьбой, также следует проверить полученную информацию, перезвонив вышеуказанным лицам, или связаться с ними иными способами. И помните: талантливые мошенники владеют даром убеждения и в совершенстве используют приемы психологического манипулирования. Через создание ажиотажа на пустом месте они провоцируют вас обеспечить срочность совершения платежа.

Обман со стороны мошенников по телефону может быть не только в побуждении вас к каким-либо действиям, но и в выведывании и получении от вас персональной и контрольной информации.

Обычно задачей телефонного мошенника является узнать у вас номера, коды и другие реквизиты вашей карты или счета. 

В настоящее время практически каждый имеет банковскую карту, и большая часть современных и продвинутых пользователей используют для проведения расчетов интернет-банк и мобильный банк. Банковская карта предоставила владельцам банковских счетов возможность управлять своими безналичными деньгами без необходимости посещения банка. При этом число функций, выполняемых банковской картой, постоянно возрастает. Банковская карта является своего рода ключом к дистанционному управлению банковским счетом, к которому она привязана. Основное предназначение номера банковской карты состоит в том, чтобы идентифицировать получателя средств при расчетах. Именно номер банковской карты служит для идентификации получателя при отправке безналичных денежных средств.

Номер банковской карты состоит из 16 цифр, распределенных на 4 группы по 4 цифры в каждой группе и формируемых по специальному алгоритму.

Первая цифра обозначает принадлежность банковской карты к определенной платежной системе.

Следующие пять цифр позволяют определить банк, выпустивший карту (цифры с 1-й по 6-ю также называют банковским идентификатором).

Цифры с 7-й по 8-ю несут в себе информацию о программе банковской организации, выпустившей карту.

Цифры с 9-й по 15-ю являются собственно номером банковской карты, заключительная 16-я цифра — это проверочное число.

На оборотной стороне банковской карты есть CVV-код, состоящий из трех цифр (иногда из четырех), который может запрашиваться при проведении финансовой транзакции с использованием вашей банковской карты. При этом для расчетов в магазинах и работы в банкомате вы получаете так называемый PIN-код, состоящий из четырех цифр.

Все вышеуказанные числа необходимы не только для вашей идентификации, они формируют первую линию защиты от мошенника. Именно эта информация будет целью, которую он весьма тщательно и коварно будет выведывать. Поэтому в мошенничестве с банковскими картами все тривиально: если мошеннику удалось любым способом выяснить информацию о вашей карте, он может забрать все ваши деньги.

Вам звонят или присылают СМС-сообщение с предложением под разными предлогами сообщить номер, PIN-код, CVV-код и другие реквизиты вашей банковской карты. Это может быть платеж, совершенный якобы ошибочно на вашу карту, или сообщение о блокировке вашей карты. Может также поступить звонок о необходимости экстренного платежа вашему родственнику или другу, попавшему в затруднительное положение. Данные о реквизитах вашей банковской карты позволят мошеннику произвести с нее списания денежных средств.

Чтобы не попасться на удочку мошенников, не передавайте информацию о вашей банковской карте другим лицам, даже сотрудникам банка, и не перезванивайте по телефонам, указанным в СМС-сообщениях. 

Действия телефонных мошенников квалифицируются по ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации как мошенничество, т.е. умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (примечание 1 к ст. 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Какие действия необходимо предпринять, если вы стали жертвой телефонного мошенничества? 

Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества, ему необходимо обращаться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В заявлении следует максимально подробно рассказать обо всех обстоятельствах события. Кроме этого, следует сообщить о факте телефонного мошенничества в абонентскую службу мобильного оператора, который обслуживает номер преступника. Если гражданин, к примеру, совершил перевод денежной суммы по мобильной сети, то принятие оператором экстренных мер может позволить заблокировать перевод и вернуть деньги.

В заключение скажу, телефонное мошенничество – очень, а возможно, самый распространенный в настоящее время вид мошеннических действий. Телефонная связь, ее возможности и особенности зачастую используются злоумышленниками для незаконного обогащения. Каждый счастливый обладатель банковской карты, каждый радостный покупатель в интернет-магазине, каждый просветленный пользователь онлайн банковских услуг, каждый обеспеченный владелец банковского счета, да любой простой человек — потенциальная жертва банковских мошенников. Помните об этом!

Copyright © Владимир Иванов