Правонарушение и преступление. В чём разница?
Правонарушение и преступление. В чём разница?
Основными направлениями в моей адвокатской деятельности является защита по уголовным и административным делам. Поэтому вполне будет логичным представлять на моём сайте статьи с указанной тематикой и вопросами, наиболее часто встречающимися в практике. В этой статье речь пойдет о проблемах квалификации правонарушений за нарушение правил дорожного движения, а именно о проблемах в отделении административных правонарушений от уголовных преступлений в дорожных происшествиях. Конечно же, вопросы, возникающие при разрешении квалификации таких правонарушений интересные, по большей части, только для профессиональных юристов, но так как они очевидно вызывают достаточно много вопросов у участников дорожных происшествий, то могут быть интересными и для наших посетителей сайта хотя бы с познавательной стороны.
Итак, начнём. Всем известно, что безопасность дорожного движения обеспечивается соблюдением Правил дорожного движения, а также наступлением административной и уголовной ответственности в случае нарушения вышеуказанных Правил.
В юридической литературе отмечается, что автотранспортные правонарушения — это предусмотренные административным или уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на установленный законом либо иным нормативным актом порядок безопасности дорожного движения и функционирования механических транспортных средств.
Автотранспортные правонарушения подразделяются на две группы: административные проступки и преступления.
Правовое регулирование дорожного движения, установленное специальным нормативным актом, Правилами дорожного движения Российской Федерации, распространяется на отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения.
Здесь напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без них в пределах дорог.
Общественная опасность правонарушений в области дорожного движения состоит в том, что они, во-первых, могут причинить вред жизни и здоровью людей, и, во-вторых, могут нанести материальный ущерб как личности, так обществу и государству в целом.
Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев составы уголовных преступлений и административных проступков в сфере нарушения правил безопасности дорожного движения имеют внешнее сходство. При этом автотранспортное правонарушение одного и того же вида может быть административным проступком, если деяние не повлекло за собой тяжкие последствия, и преступлением, если таковые наступили.
Например, если результатом дорожно-транспортного происшествия (ДТП) является легкое причинение вреда здоровью потерпевшего, то налицо административное правонарушение, квалифицируемое по ст. 12.24 и другим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Если же дорожное правонарушение причинило тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб, либо по неосторожности смерть человека, то наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. ст. 168, 264 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В частности, нарушение пешеходом Правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия, будет квалифицироваться по ст. 268 УК РФ. Однако нарушение пешеходом данных Правил, не повлекшее столь серьезных последствий или только создавшее угрозу их наступления, будет расцениваться как административный проступок, предусмотренный ст. 12.29 КоАП РФ.
До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административный проступок от уголовного преступления в области дорожного движения, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных проступков при условии наложения на них административных взысканий. Иными словами, проступок, совершенный впервые, влек административную ответственность, а повторное совершение аналогичного проступка — уголовную ответственность.
Однако повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административных правонарушений не может превратить эти проступки в преступления и повлечь за собой автоматически уголовную ответственность. Думается, что данный подход в большей степени обеспечивал предупреждение совершения правонарушений в области дорожного движения, способствовал уменьшению аварийности на дорогах страны. В настоящее время законодатель также предпринимает некоторые шаги, направленные на результативное обеспечение безопасности дорожного движения. Например, ужесточается ответственность за управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения и не имеющим (лишенным) такого права, а также за некоторые другие составы правонарушения.
Стоит отметить и процессуальный момент. В связи с определенным порядком рассмотрения административных и уголовных дел выделяется процессуальный критерий. Первые рассматриваются по правилам административного процесса (оперативность процедур применения административной ответственности), вторые — по правилам уголовного судопроизводства (исключительный судебный порядок привлечения к уголовной ответственности).
Также напомним, что уголовным законодательством установлена ответственность за неоконченные преступления (приготовление к совершению преступления или покушение на него), что не предусмотрено в КоАП РФ, следовательно, неоконченное административное правонарушение ненаказуемо, если закон прямо не устанавливает ответственность за него.
Сделаем выводы. Уголовно наказуемое деяние отличается от административного правонарушения степенью общественной опасности, соответственно, тяжестью наказания и процессуальной формой привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
И в заключение напомню, четкая грань между административным проступком, за который предусмотрена административная ответственность, и уголовно наказуемым преступлением необходима для поддержания безаварийного движения. В связи с этим большую важность представляет разработка законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое призвано обязать соответствующих участников соблюдать установленные нормы в данной области под страхом наказания. Такая разработка постоянно проводится законодателем. Так, новый КоАП РФ содержит много полезных положений, которые явно послужат изменению ситуации на дорогах к лучшему. Глава 12 Кодекса целиком посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. Об этих изменениях я буду рассказывать в дальнейшем в своих статьях.
Один Ответ
Спасибо большое. Очень ценная и подробная информация.