424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 39
+7 960 094 34 05
sarze@mail.ru

Произошло ДТП. Что делать? Часть 2.

Адвокат Иванов Владимир Кузьмич

Произошло ДТП. Что делать? Часть 2.

Как было уже указано в первой части статьи, осмотр места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, участвовавших в ДТП, имеет большое значение. Также важно сразу же установить лиц, находившихся непосредственно за рулём автомобилей, участвовавших в ДТП. По степени тяжести последствий ДТП его виновник несёт различную степень ответственности, но иногда, при незначительных ДТП, когда и Госавтоинспекция на место ДТП не приглашается и виновник не платит и административный штраф, в этом случае стороны составляют протокол для страховых компаний самостоятельно, и пострадавший просто получает выплату по страховому случаю согласно ОСАГО. То есть ущерб у пострадавшего незначительный, стороны ни о чём не спорят, хотя и виновный признает свою вину. Отвечая на вопрос: «Произошло ДТП. Что делать?», мы не будем перечислять пункты Правил дорожного движения, которые должен исполнить водитель после свершения ДТП, но обратим внимание на моменты, кажущиеся очевидными, но таящими в себе определённые проблемы.

Car collision in the parking

Конечно же, в небольшой статье невозможно учесть все важные моменты и раскрыть их. Задача в этой статье другая, а именно обратить внимание водителя, участника ДТП, на ряд важных обстоятельств, правильная фиксация которых позволит в будущем защитить ему свои права и не подвергнуться несправедливо административной или уголовной ответственности.

Сразу оговорюсь, при наличии в результате ДТП лиц, получивших вред здоровью, нельзя установить, к какой степени ответственности будет привлечён признанный виновным водитель, здесь должна быть установлена степень тяжести вреда здоровья соответствующим заключением судебно-медицинской экспертизы.
При наступлении ДТП с пострадавшими, на место ДТП выезжает в первую очередь экипаж ДПС (дорожно-патрульной службы) и подъезжает следственная группа во главе со следователем или дежурным дознавателем полиции, а иногда инспектором отдела дознания Госавтоинспекции, которые и проводят первый осмотр места происшествия, составляют схему ДТП, берут объяснения очевидцев. Сотрудники ДПС обеспечивают безопасность осмотра места происшествия и также берут первоначальные объяснения у участников ДТП, проверяют состояние водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Возьмём за основу, что вы являетесь водителем, который знает правила дорожного движения, соблюдает их, поэтому Дорожно-транспортное происшествие для вас неожиданно. Неожиданное ДТП, в результате которого сбит пешеход, его увозит «скорая помощь», при этом существуют различные риски, вплоть до смертельного исхода вследствие тяжести полученных травм. Для большей интриги, пешехода вы не сбивали, а это сделал другой автомобиль, где ехало несколько человек, а вы ехали один. По прибытии сотрудников ДПС, водитель другой автомашины и его пассажиры говорят о том, что правила нарушили вы, и это послужило причиной ДТП. Приезжает следственная группа, а может, просто инспектор ДПС из отдела дознания (трупа ведь нет) и проводит осмотр места происшествия, составляется схема ДТП, берутся объяснения у участников ДТП, пассажиров, лиц, которые что-то успели увидеть, собираются другие материалы (Например, видеозаписи с ближайших видеокамер, видеорегистраторов автомобилей (при их наличии)).
Обычно добросовестность сотрудников полиции подразумевается, и в данной статье мы также это подразумеваем, но допускаем, что они тоже люди, а значит, могут ошибиться в чём-то, а может, их просто обманет другая сторона, которая уже обвиняет вас в случившемся ДТП. Случай, что у вас есть друг хороший юрист, а ещё лучше адвокат мы также упустим, так как по роду своей деятельности вы, возможно, редко сталкиваетесь с юристами и адвокатами. Тем не менее, если вдруг у вас есть хоть какой-то знакомый юрист, то позвоните ему и посоветуйтесь о необходимости юридической помощи. Почему я на этом заостряю внимание?

Во-первых, вам могут сказать, что вы не виноваты, и адвокат не нужен, но вы всё равно будете вынуждены обратиться за помощью к адвокату, когда результаты автотехнической экспертизы укажут на вас как на лицо, совершившее ДТП, по причине нарушения вами ПДД, но это может произойти через полгода, когда и следов от ДТП не останется.
Во-вторых, потерпевшая сторона по разному реагирует на водителя, причинившего смерть их близкому человеку. Возможно, что изначально они скажут вам, что им ничего не надо, а потом будет высказано недовольство, что водитель даже извинения вовремя не принёс за случившееся. Если извинения принёс, но не так, а по сути, признал вину в случившемся, а значит должен возместить причинённый материальный и моральный вред, о чём будет подан соответствующий гражданский иск в уголовном деле и возможно появления адвоката потерпевшей стороны в помощь прокурору в суде.

Поэтому я и обращаю внимание на случаи со смертельным исходом, как требующие особого внимания и исключающие излишнюю застенчивость в получении юридической помощи. Будет уместным заметить, что закрепление первичных следов ДТП (наличие хорошего протокола, осмотра места происшествия с фототаблицей, схемы ДТП) имеет особо важное значение. Иногда на сотрудников полиции могут оказать влияние третьи лица, обладающие различными ресурсами. Например, был случай, когда для предотвращения подобного влияния, по просьбе предусмотрительных товарищей водителя, я поехал на место ДТП в соседнюю область, в результате которого погибли два сотрудника ФСБ, выехавшие на встречную полосу на своём автомобиле. Водитель и близкие к нему люди опасались за объективность составления первичных материалов. Изучение материалов показало, что документы оформлены достоверно и орган полиции остался нейтральным, а коллеги погибших не оказывали никакого давления на орган дознания и сотрудников ДПС. Далее, исходя из первичных материалов, орган дознания отказал в возбуждении уголовного дела в отношении данного водителя, ехавшего по своей полосе движения. Данный пример приведён в качестве образца действий стороны невиновного водителя, который, безусловно, имел своих юристов и адвокатов, но незамедлительно обратился за юридической помощью к адвокату из ближайшего к месту ДТП города для того, чтобы не допустить искажения первичных данных в документах по ДТП.

Допустим, что у вас нет знакомых юристов, адвокатов или лиц, близко знакомых с темой ДТП, а в результате ДТП вы получили не только моральную, но и физическую травму и вообще можете пропустить осмотр места происшествия, составление схемы ДТП, так как чувствуете себя плохо и не сможете проконтролировать происходящее. В таком случае позвоните хотя бы одному, а лучше двум своим хорошим знакомым или даже родственникам, чтобы они присутствовали при осмотре места происшествия и наблюдали замеры для схемы ДТП. Не хочется сильно расстраивать читателя, но если будет возбуждено уголовное дело в отношении определённого водителя, то орган следствия будет старательно собирать материалы против вас, а «особо одарённые» могут и провести повторный осмотр места происшествия и через год, но также без адвоката и обвиняемого, чтобы «устранять ошибочно записанные данные», но не рассматривать другие версии (например, версия отсутствия вины водителя в виду отсутствия у него избежать столкновения, посредством экстренного торможения). Поэтому сам водитель или его доверенное лицо очень внимательно должны наблюдать за всеми действиями инспектора, дознавателя, следователя, а также приглашённого специалиста (например, фотографа из полиции). Записывать себе на отдельный лист результаты замеров для последующей сверки их с данными, внесёнными в схему ДТП и протокол осмотра места происшествия. Следить, всё ли записывает следователь в протокол осмотра места происшествия и поясняет ли свои действия понятым. Сейчас практически у каждого сотовый телефон с фотоаппаратом и видеокамерой, поэтому по возможности сделайте свои записи и фотографии с места происшествия с привязкой к местности и непосредственно к месту ДТП. Особенно внимательно фотографируйте следы, оставленные транспортными средствами (следы торможения, осколки от приборов автомобиля и его элементов, других вещей имеющих значение (например, неровности асфальта, посторонние предметы на дороге и т.д.). Попросите на всякий случай важные моменты заснять на телефон своего знакомого. Затем хорошо сохраните записи и фото, связав их с конкретной датой ДТП (снимать работников полиции, исполняющих свой долг на дороге общего пользования в промежутке между своими кадрами, также не запрещено, а в нашем случае даже может пригодиться). Также рекомендовал бы фотографировать результаты замеров при измерениях рулеткой, проводимых сотрудниками полиции, а не только записывать на листок. Разумеется, что данные вопросы необходимо согласовывать с лицом, осуществляющим руководство измерениями, а не создавать препятствия в их работе. При недоброжелательном отношении инспектора, дознавателя или следователя, руководящего измерениями, попросить понятого, чтобы он озвучивал данные замеров для записи в ваш блокнот и диктофон. Разумеется, что доброжелательное, но твёрдое отстаивание своих интересов со стороны любого участника будет воспринято сотрудниками полиции вполне адекватно, а вот лишняя нервозность и «лобовые атаки» пользы не принесут. Если вы участник ДТП и участвуете в осмотре места происшествия, то, соответственно, будете подписывать данный протокол, а также готовую схему ДТП, вы вправе сделать замечания в протокол, если в протокол что-либо не внесено, внесены неточные данные или что-то искажено и не соответствует действительности. В ходе самого осмотра места происшествия вы можете обращать внимание следователя на ряд важных, по вашему мнению, сведений, чтобы следователь записал их в протокол. В случае, если следователь не пожелал их записать, то вы это можете указать в замечаниях к протоколу. Разумеется, что данные предложения должны поступать при понятых, которые должны слышать и видеть ваши предложения о внесении в протокол определённых фактов. В заключение хотел бы обратить внимание, что следует тщательно подойти к описанию внешних повреждений автомобилей и других транспортных средств, участвовавших в ДТП. В протоколе должны быть максимально полно отражены все видимые повреждения транспортных средств и их техническое состояние (состояние органов управления, тормозных систем, состояния шин и т.д.). Особо стоит обратить внимание на дорожное покрытие и по возможности проследить фиксацию обнаруженных следов на покрытии или повреждений на самом дорожном покрытии в протоколе, схеме, фотографиях.

Полагаю, что сохранив своё фото и видео, зафиксировав максимально все необходимые сведения в официальных документах и материалах, вы сможете лучше защитить свои интересы, так как не потребуется повторных осмотров места происшествия в поисках каких-то следов, которые достаточно быстро исчезают с места происшествия в виду погодных и прочих условий.
Будет разумным в ч.3 данной статьи обратить внимание читателей на физическое состояние водителей, свидетелей ДТП и другие обстоятельства, которые не были отражены в ч.2.
Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © Владимир Иванов